Главное меню

ПРОЕКТ

 

1. Название проекта: От молодого специалиста к учителю профессионалу

 

2. Руководитель проекта: Бирюкова Маргарита Васильевна, методист кафедры управления образованием ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

 

Участники проекта: специалисты муниципальных управлений образованием, руководители, заместители руководителей общеобразовательных организаций.

 

3. Сроки реализации: 2017-2020 годы

 

4. Характеристика целевой группы: молодые специалисты (стаж работы не более 3-х лет).

 

5. Обоснование актуальности проекта – постановка проблемы, анализ исходной ситуации

Актуальность Проекта обусловлена государственным заказом, а именно:

1. Демографический рост за счет увеличения рождаемости ставит ряд серьезных проблем перед системой образования республики по обеспечению общедоступного качественного образования. По прогнозу, к 2020 численность школьников Хакасии увеличится до 75 тыс. человек, то есть почти на 16 тыс. больше по сравнению с 2015 годом. Что приведет к увеличению числа классов комплектов и, следовательно, к увеличению потребности в кадровом обеспечении.

2. Создание условий для успешного внедрения профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Минтруда России № 544н от 18.10.2013 года.

3. В 2014 году Министерством образования и науки Республики Хакасия был разработан прогноз дефицита педагогических кадров в системе образования Республики Хакасия на среднесрочную перспективу (до 2021 года) и определены приоритетные направления по привлечению молодых специалистов в систему образования. Сводный прогноз потребности в педагогических кадрах в Республике Хакасия показал, что наибольший дефицит республика испытывает в учителях начальных классов, учителях математики, а также учителях русского языка и литературы.

            Задачи Государственной программы РХ «Развития образования РХ с 2016-2020 годы»:

  • увеличение доли учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет с 14,8% (2016) до 15% (2020);
  • увеличение численности учителей в возрасте до 35 лет с 23,5% (2016) до 25% (2020)

Для успешного решения кадровой проблемы необходимо реализовать комплекс мер по привлечению в отрасль молодых квалифицированных педагогов, обеспечить им профессиональную поддержку, совершенствовать механизмы формирования мотивации к профессиональному росту.

Кроме того, в настоящее время назрела необходимость широкого внедрения нового поколения программно-методического обеспечения общего образования; создание единого образовательного пространства общего образования, единых требований к уровню функциональной подготовки учащихся; формирование системы одаренности; создание системы мониторинга качества образования.

Для реализации намеченных направлений модернизации системы образования требуются грамотные, высокопрофессиональные педагогические кадры. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы выделяют требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении образовательного процесса.             Непрерывность профессионального развития молодых специалистов в образовательных организациях сегодня реализуется через организацию самообразования, работу методической службы, работу педагогов- наставников, внедрение дистанционных форм обучение, привлечение социальных партнеров. Однако возникла необходимость индивидуализации процесса профессионального становления педагогов. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

6. Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание гибкой модели сопровождения молодых специалистов, основанной на индивидуальном подходе*, способной обеспечить профессиональный рост учителя.

Задачи проекта:

  • внедрение моделей тьюторского сопровождения молодых специалистов (наставническая, партнерская, консалтинговая, диспетчерская, тьютерская на основе индивидуального заказа);
  • повышение уровня профессионализма молодых специалистов.
  • создание условий для открытого процесса повышения профессиональной компетентности.

* Индивидуальное сопровождение включает в себя:

-        создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;

-        оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;

-        привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

-        обеспечение условий профессионального роста учителя с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога.

7. Планируемые результаты и критерии оценки эффективности

 

Задача

Планируемые результаты

Механизм измерения результатов

Сроки решения задачи

Внедрение моделей тьюторского сопровождения молодых специалистов

Внедрены модели тьюторского сопровождения в ОО.

Апробировано не менее 5 моделей тьюторского сопровождения (наставническая, партнерская, консалтинговая, диспетчерская, тьютерская на основе индивидуального заказа)

2017-2019

Снижена текучесть кадров среди молодых специалистов

Положительная динамика обновления и сохранения учительского корпуса за период действия проекта

2017-2020

Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для молодых специалистов.

100% внедрение индивидуальных образовательных маршрутов в ОО, участников проекта

2017

Повышение уровня профессионализма молодых специалистов

Разработан диагностический инструментарий комплексной диагностики по выявлению затруднений молодых специалистов

Пакет диагностического материала на каждый этап реализации проекта

2017

Повышен уровень методической грамотности, усовершенствованы профессиональные навыки молодых учителей.

- увеличение кол-ва МС вовлеченных в инновационную деятельность;

- увеличение кол-ва МС, получивших по итогам 3-лет 1 КК;

- увеличение кол-ва учащихся призеров и победителей конкурсов разного уровня, подготовленных МС;

- повышение качества учебных достижений обучающихся.

2017-2020

Возросла активность участия молодых учителей в образовательных событиях различных уровней.

- повышение кол-ва МС участвующих в конкурсах профессионального мастерства муниципального, регионального, всероссийского уровня;

- повышение кол-ва МС участвующих в муниципальных и региональных, всероссийских НПК, семинарах, фестивалях, проектах.

2018-2020

Сформированы электронные портфолио молодых учителей.

100% участие МС, участников проекта в системе «УчПортфолио»

2018-2020

Создание условий для открытого процесса повышения профессиональной компетентности.

Создан банк данных молодых специалистов, участников проекта

100% учет МС, участников проекта.

2017-2020

Создан сайта «Web - клуб молодых специалистов и наставников» с целью создания системы сетевого наставничества.

Увеличение кол-ва МС, воспользовавшихся услугами сетевого наставничества.

2017-2020

Создана муниципальная система методического сопровождения молодых специалистов

Увеличение доли участников проекта на уровне ОО, МУО

2020


8. Механизм реализации проекта.

 

8.1. Подробный план реализации проекта

Задача 1. Внедрение моделей тьюторского сопровождения молодых специалистов

Мероприятие

(название, форма, целевая группа)

Срок

Исполнители

(с указанием конкретного вида деятельности, сферы ответственности

Планируемые результаты

- Изучение передового опыта по созданию модели                                                                                                   тьюторского сопровождения профессионального                                                                                                      становления молодых педагогов.

- Изучение имеющихся нормативно-правовых                                                                                                         документов.

- Изучение передового опыта по разработке                                                                                              индивидуальных образовательных программ и                                                                                                                           индивидуальных образовательных маршрутов                                                                                                                             молодых педагогов.

Апрель-май 2017

Тьюторы ОО

Пакета нормативно-правовых документов.

Описание механизмов и инструментов непрерывного профессионального развития педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагог

- Проведение диагностики на предмет индивидуальных потребностей;

-Выбор моделей тьюторского сопровождения                                                                                            профессионального становления молодых педагогов;

- Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Сентябрь 2017

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Материалы диагностики.

Справка о результатах.

Программы индивидуального роста

Разработка схемы взаимодействия сетевой наставник-педагог-молодой специалист

май 2017

КУО

Сетевые наставники

Наличие электронного ресурса с планом методического сопровождения МС

Освоение и применение тьюторами, педагогами-наставниками технологии проектирования программы саморазвития молодых педагогов.

2018-2019

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Доля молодых педагогов, воспользовавшихся ресурсом для конструирования и реализации маршрута профессионального саморазвития

Оценка эффективности моделей тьюторского сопровождения молодых специалистов

2020

КУО, тьюторы, сетевые наставники

Аналитическая справка.

Методические рекомендации по эффективным моделям тьюторского сопровождения.

Задача 2. Повышение уровня профессионализма молодых специалистов.

 

Повышение уровня методической грамотности, усовершенствованы профессиональные навыки молодых учителей:

- «Университет молодого стажера» (интерактивная страница сетевого наставника);

- Летняя школа молодого педагога (ликвидация педагогических дефицитов);

- методические мероприятия ОО, МУО, ХакИРОиПК;

2017-2020

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Результаты мониторингов по итогам каждого этапа проекта

Содействие формированию и развитию педагога-профессионала как активного субъекта системы образования (образовательной практики) на уровне МУО, ИР.

- «Неделя молодых специалистов»;

- «100 вопросов опытному педагогу»;

- Летняя школа молодого педагога;

- организация КВЕСТОВ (с целью определения роли молодого специалиста в школе);

- Фестиваль педагогических идей (совместное мероприятие профессиональных учителей и молодых специалистов) в рамках «Педагогического марафона»;

- Проведение творческой выставки педагогических работников «Учитель вне школы»

2018-2019

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Показатель активности участия педагогов в мероприятиях

Поддержка публикации, производства и распространения в педагогическом сообществе авторских продуктов педагогов

2018-2019

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Публикации

Авторские продукты педагогов

Серия открытых уроков, мероприятий, развлечений, приуроченных к памятным датам Республики Хакасия

2018-2020

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Сценарии образовательных событий

Тиражирование ценных практик в образовательное пространство

Проведение на базе образовательных организаций психологических тренингов, направленных на развитие личностной готовности педагогов к саморазвитию.

2018

Кафедра психологии и коррекционной педагогики, тьюторы ОО

Улучшение психологического климата в учреждении

Проведение на базе образовательных организаций мероприятий по командообразованию

2018

Кафедра управления

тьюторы ОО

Сетевая конференция «Социокультурные практики для развития личностных и профессиональных качеств педагога»

2019

Тьюторы и наставники ОО, сетевые наставники

Сборник с описанием опыта молодых педагогов

Поддержка инициатив молодёжного сообщества педагогов. Активное привлечение членов сообщества к развитию форм неформального общения и образования педагогов, продвижению социокультурных проектов

Весь период

Ассоциация молодых педагогов

Рост числа инициатив со стороны членов молодёжного сообщества в развитии форм неформального общения и образования педагогов

Задача 3. Создание условий для открытого процесса повышения профессиональной компетентности.

Определение круга участников проекта. Создание банка данных молодых специалистов участников проекта

апрель-май 2017

Кафедра управления образованием

Создан банк данных молодых специалистов участников проекта;

Создание сайта «Web-клуб молодых учителей и наставников»

Создан сайт «Web-клуб молодых учителей и наставников»

Установочный семинар (март 2017) для тьюторов на уровне школы, МО, ИР

Определены основные направления в деятельности тьюторов на уровне школы, МО, ИР

Разработка диагностического инструментария по выявлению затруднений молодых специалистов

Разработан диагностического инструментария по выявлению затруднений

Содействие развитию конкурсного движения, организационно-методическое сопровождение участников профессиональных конкурсов.

Инициирование участия педагогов в разных формах конкурсов, в том числе дистанционных.

-конкурс «Молодой учитель» (ежегодно) на уровне РХ;

- «Конкурс школьных систем сопровождения молодых специалистов» на уровне РХ (2019) дистанционный;

- Конкурс «Дебют молодых» на уровне МО (2018, 2019)

2018-2020

МУО, ХакИРОиПК

Расширение круга профессиональных конкурсов, в которых принимают участие педагоги и руководители образовательных организаций

Увеличение числа участников

8.2. Ресурсы

Ресурсы:

-        Бюджетные и внебюджетные средства общеобразовательных организаций;

-        Финансовое обеспечение муниципального задания деятельности ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

-        Финансовое обеспечение муниципальных мероприятий в сфере общего образования.

 

9. Риски и ограничения реализации Проекта

Реализация данного Проекта позволит сформировать кадровую политику в отношении молодых педагогов как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципалитета. Будет усовершенствована региональная кадровая политика как основа динамического развития региональной системы образования и обеспечить образовательные организации кадровым ресурсом, соответствующим современным требованиям федерального государственного стандарта. Однако, можно выделить ряд проблем, которые могут препятствовать осуществлению данного Проекта:

                    отсутствие механизмов и инструментов непрерывного профессионального развития педагогических работников с учетом требований профессионального стандарта;

- слабое владение средствами мотивации молодых специалистов на непрерывное повышение квалификации;

                    несовершенство практики сопровождения молодого педагога в образовательных учреждениях;

                    недостаточное знание собственных индивидуальных особенностей, внутренних ресурсов и эффективных методов саморегуляции;

                    недостаточное знание существующих возможностей (курсы, сетевые сообщества, дистанционные формы ПК и т.п.), неумение использовать их;

                    недостаточное использование социокультурных практик для достижения качественно новых образовательных результатов;

                    преобладание пассивного участия педагогов в социокультурных практиках;

                    межведомственная разрозненность в социокультурной сфере;

                    недостаточный уровень владения педагогами новыми средствами организации образовательного процесса, инновационными технологиями обучения, умением осуществлять педагогический процесс в парадигме системно-деятельностного подхода (ФГОС).

Таким образом, успешная реализация Проекта будет осуществлена, если минимизировать перечисленные выше риски. Данное условие учитывалось при составлении плана мероприятий в рамках Проекта.

 

Управление реализацией Проекта

Управление реализацией Проекта осуществляется через координацию структур сферы образования и других ведомств. Каждый при этом призван выполнять определенные задачи для достижения максимального эффекта реализации задач современного образования, понимая и учитывая сложности и проблемы, сложившейся ситуации.

1. ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

-        осуществляет руководство реализацией Проекта;

-        осуществляет мониторинг Проекта и оперативный контроль реализации преобразований;

-        стимулирует достижения отдельных субъектов системы образования в реализации Проекта;

-        планирует мероприятия по реализации Проекта;

-        координирует деятельность всех субъектов системы образования городского округа по реализации Проекта;

-        контролирует ход реализации Проекта.

3. Муниципальные управления образованием

-        организует и проводит повышение квалификации молодых специалистов согласно цели и задачам Проекта;

-        создает условия для удовлетворения актуальных образовательных потребностей молодых учителей по направлениям Проекта;

-        предоставляет сервисные методические услуги работникам системы образования в ходе реализации Проекта;

-        вносит предложения по корректировке Проекта.

4. Образовательные организации

-        реализуют Проект с учётом особенностей организации;

-        планируют деятельность образовательной организации с учетом целей и задач Проекта;

-        анализируют выполнение Проекта в рамках своей компетенции;

-        способствуют мотивации молодых кадров к активному участию в профессиональных событиях;

-        стимулируют достижения отдельных педагогических работников (наставников, тьюторов) и молодых специалистов;

-        вносят предложения по корректировке Проекта.

5. Ассоциация молодых учителей Республики Хакасия

-        реализует Проект с учётом особенностей своей организации;

-        планирует деятельность сообщества с учетом целей и задач Проекта;

-        способствует мотивации молодых специалистов к активному участию в профессиональных событиях;

-        вносит предложения по корректировке Проекта.

7. Общественность, социальные партнёры, средства массовой информации

-        способствуют повышению престижа учительской профессии;

-        участвуют в популяризации Проекта.

Управление реализацией Проекта будет осуществляться через формирование годовых координационных планов работы ХакИРОиПК, муниципальных управлений образованием и образовательных организаций, отражающих реализацию направлений Проекта. Создается рабочая группа с участием специалистов ХакИРОиПК, МУО, ОО. Информация о ходе реализации Проекта:

-        размещается на официальном сайте ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»;

-        публикуется в средствах массовой информации;

-        представляется педагогическому сообществу на конференциях и семинарах и др.