Главное меню

1. Название проекта: «Одаренные дети Республики Хакасия»

2. Руководитель проекта Мальцева Н.А. и.о.зав. кафедры воспитания и дополнительного образования ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации».

Рабочая группа проекта: сотрудники ХакИРОиПК, работники образования, осуществляющие реализацию программ республиканских инновационных площадок по направлению развития детской одаренности (ГБОУ РХ  «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова» «Разработка модели развития и сопровождения одарённых детей в Республике Хакасия», МБОУ «Опытненская средняя общеобразовательная школа» «Психолого-педагогический инструментарий по сопровождению одаренных учащихся в условиях сельской школы»,  МБОУ «СОШ № 20» г.Черногорск «Создание модели проявления и развития спортивной одаренности детей на всех этапах обучения в общеобразовательной школе»).

Петрова О.А., методист кафедры воспитания и дополнительного образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Евстратенко О.И., методист кафедры воспитания и дополнительного образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Кыштымова К.В., методист кафедры воспитания и дополнительного образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Самойлова Л.Б., к.п.н., зав.кафедры среднего и основного общего образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Евдокимова О.Н., советник Отдела национального и дополнительного образования детей МОиН РХ

Партнеры проекта:

Педагогические работники МБУ ДО «ЦДТ» г.Абакан (директор Моруденко Л.Г.), ГБУ ДО РХ «РЦДО» (директор Феоктистова Т.Н., к.и.н.),

ГКУ РХ «ХЦИО» (директор Янулевич Е. В.), ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова» (ректор Краснова Т.Г. д.э.н.), филиал СФУ «ХТИ» (директор Бабушкина Е.А., к.биол.н.)

3. Сроки реализации: с 01.05.2017 г. до 31.12.2022 г.

4.Целевая группа:

специалисты муниципальных органов управления в сфере образования;

педагоги образовательных организаций;

родители обучающихся школьного возраста.

 Характеристика целевой группы

Основным и решающим фактором, влияющим на качество сопровождения одаренных детей, является профессионализм педагогов. Профессиональный стандарт педагога (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) определяет квалификационные требования (трудовые действия, необходимые умения и знания) к педагогической деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании. В частности в п. 4. «Содержание профессионального стандарта педагога» в области обучения входит компетенция «Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников». Данное определение является принципиальным для планирования работ по повышению квалификации и профессиональному развитию педагогических работников с целью выявления и сопровождения одаренных детей в Республике Хакасия.

5. Обоснование актуальности проекта

Проект «Одаренные дети РХ» на 2017-2022 годы ориентирован на эффективную реализацию одного из направлений Приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - поддержка талантливой молодежи. Также в основе проекта лежат ряд нормативных документов:

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (03.04.2012 г. №Пр-827),

Комплекс мер по реализации Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (27.05.2015 г. №3274п-П8),

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»,

Государственная программа Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016 - 2020 годы) (подпрограмма «Развитие системы дополнительного образования детей, выявления и поддержки одаренных детей и молодежи» 30.12.2016 N 677).

 Динамичные изменения социально-экономических отношений, задача развития конкурентных преимуществ и инновационного потенциала РХ вызывают потребность в высокообразованных, активных, творческих молодых людях, профессионалах, способных ставить новые перспективные цели, нестандартно решать поставленные задачи. Формирование будущего интеллектуального и творческого потенциала региона невозможно без выявления, поддержки, адресной помощи и развития наиболее одаренных в различных областях знаний и творчества детей и молодежи.

В РХ накоплен определенный опыт организации мероприятий по выявлению и сопровождению талантливых детей, социальной поддержки школьников, имеющих особые достижения в различных видах деятельности. Формируется система межведомственного взаимодействия по организации работы с одаренными детьми, направленная на интеграцию общего и высшего образования. Есть примеры организации центров по работе с одаренными и талантливыми детьми при образовательных учреждениях и вузах, в том числе муниципальные. Выявлением и сопровождением детской одаренности занимаются педагоги как на уровне общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования. В системе дошкольного образования реализуются программы, направленные на развитие способностей детей дошкольного возраста. Проводятся конференции, конкурсы, олимпиады, акции, способствующие проявлению предметной, творческой и спортивной одаренности обучающихся.

Проект, направленный на работу с  одаренными детьми в Республике Хакасия осуществлялся в ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» в предыдущие годы.  Его основной задачей было выявление и одаренности и создание общей среды, способствующей развитию одаренности. Данный проект базируется на опыте предыдущего проекта, и разрабатывает две ключевые линии:

  1. 1.поддержка и развитие выявленной одаренности обучающихся по различным направлениям;
  2. 2.активное взаимодействие с муниципальными органами управления в сфере образования по выстраиванию системы работы с одаренными детьми.

По аналитическим данным МОиН РХ в 2017 году ожидается 16 % победителей и призеров от общего числа участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. К 2020 году планируется рост показателя до 22% победителей и призёров. К 2020 году ожидается увеличение доли обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования до 50% за счет созданной системы развития и сопровождения одарённых детей Республики Хакасия.

Вместе с тем, необходим ряд республиканских проектов по гражданскому, экологическому, этнокультурному образованию, формированию лидерской и предпринимательской компетентностей обучающихся. На сегодняшний день недостаточно развита сеть образовательных организаций и социальных партнёров для работы с одарёнными детьми, способствующей самоопределению обучающихся.

В настоящее время сложились два подхода в работе с одаренными детьми: экстенсивный и интенсивный. В нашем регионе преобладает экстенсивный подход, ориентированный на проведение интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, предметных олимпиад, а также выявление учащихся, имеющих высокие учебные достижения.

            Интенсивный подход предполагает выявление одаренности не по достижениям, а по потенциалу и работе с мотивационно-потребностной сферой детей и подростков. Данные подходы не противоречат, а дополняют друг друга. Использование  этих подходов в проекте позволит решить поставленные задачи.

            В психолого-педагогической литературе единого подхода к определению типов детской одаренности на современном этапе не сложилось. В рамках данного проекта определяем следующие типы одаренности: интеллектуальная, академическая, спортивная, художественная, социальная.

6. Цели и задачи проекта

Цель проекта: Создание условий для повышения уровня развития одаренных детей Республики Хакасия.

Задачи проекта:

- создание муниципальной системы выявления и сопровождения одаренных детей на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров;

- развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми;

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах взаимодействия с одаренными детьми.

7. Планируемые результаты и критерии оценки эффективности.

Задача

Планируемые результаты

Механизм измерения результатов*

Сроки решения задачи**

Создание системы выявления и сопровождения одаренных детей на основе сетевого взаимодействия образовательных организация и социальных партнеров

Эффективные практики сопровождения одаренных детей по различным направлениям в ОО (тьюторинг, менторство, наставничество, индивидуальные образовательные маршруты)

Наличие не менее 3х практик по каждому направлению

2017-2022 г.

Профессиональное сотрудничество на договорной основе с ВУЗами, ОО культуры и спорта

Договоры сетевого взаимодействия ОО  соц.партнеров по сопровождению ОД

2017-2022 г.

Увеличение количества участников и победителей соревновательных мероприятий одаренных детей

Ежегодный сравнительный анализ количества участников и призеров регионального этапа ВсОШ  с 2017 по 2022 гг.

2022 г.

Республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»

Банк данных актуального педагогического опыта по вопросам работы с ОД

2022 г.

Процент победителей и призеров РЭ ВсОШ

не ниже 22% от числа участников

Увеличение количества победителей

и призеров РЭ ВсОШ не ниже 22 %

2022 г.

Количество участников профильных смен для одарённых детей в каникулярное время

Сравнительный анализ количества участников профильных смен с 2017 по 2022 гг.

2017-2022 г.

Количество обучающихся, прошедших обучение на сезонных сменах на базе «Сириус Хакасия», «Кванториум»

Сравнительный анализ количества обучающихся, прошедших обучение на сезонных сменах с 2017 по 2022 гг.

2017-2022 г.

Программы поддержки и развития одаренных детей на муниципальном уровне

Наличие программ на уровне муниципалитетов, коррелирующих с республиканскими

2017-2022 г.

Программы профессиональной подготовки студентов ХГУ, направленных на развитие профессиональных навыков работы

с одаренными детьми

Наличие программ профессиональной подготовки

2019 г.

Развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми

Программы повышения квалификации по работе с одаренными детьми по направлениям:

художественная одаренность

академическая, интеллектуальная одаренность

спортивная одаренность

социальная одаренность

Количество курсов ПК в очной и заочной форме

(с ДОТ)

 

 

 

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по работе с одаренными детьми (не менее 25 педагогов по каждому типу одаренности)

2018-2022 г.

Увеличение доли  педагогических работников ОО, прошедших повышение квалификации в области работы с одаренными детьми, в общей численности педагогических работников РХ

Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации в области работы с одаренными детьми, в общей численности педагогических работников РХ

14 %

16 %

18 %

20 %

 

 

 

 

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Мероприятия по развитию одаренных детей в предметных ассоциациях педагогов

Количество педагогов, вовлеченных в мероприятия

2022 г.

Республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»

Материалы курсов ПК, семинаров, НПК по проблеме работы с одаренными детьми

2018-2022

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах взаимодействия с одаренными детьми

Клуб родителей одаренных детей

Реализация плана работы клуба

2018-2022 г.

Республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»

Актуальная информация для использования.

Консультирование родителей

2018-2022 г.

Тесное сотрудничество со средствами массовой информации

Освещение деятельности ХакИРОиПК по сопровождению работы с ОД в СМИ (газеты, ТВ, радио, интернет-издания)

2017-2022 г.

8. Механизм реализации проекта.

8.1. Подробный план реализации проекта.

Задача / направление деятельности

Мероприятие

(название, форма, целевая группа)

Срок

Исполнители

(с указанием конкретного вида деятельности, сферы ответственности

Планируемые результаты

Создание системы сопровождения одаренных детей на основе сетевого взаимодействия образовательных организация

и социальных партнеров

Республиканский конкурс программ индивидуального сопровождения одаренных детей

май

2017 г.

Евдокимова О.Н., Мальцева Н.А.

Банк программ индивидуального сопровождения

Конкурс на соискание награды Хакасского республиканского общественного Фонда поддержки одарённых детей «Золотой барс»

Май

 2017 г.

Евдокимова О.Н.

Банк данных одаренных детей

Конкурс на соискание премий Хакасского республиканского общественного фонда поддержки одарённых детей

май

2017 г.

Евдокимова О.Н.

Банк данных одаренных детей

Республиканский фестиваль «Одарённый ребёнок – одарённый учитель»

июнь 2017 г.

Евдокимова О.Н.

Банк данных одаренных детей

Республиканские профильные смены для одарённых и социально активных детей «Золотой запас республики», «Шаг в будущее»

ежегодно

Евдокимова О.Н.

Банк данных одаренных детей

Сезонные смены на базе «Сириус Хакасия», «Кванториум»

ежегодно

ХНГИ, РЦДО

Банк данных одаренных детей

Региональный этап ВсОШ, конкурсные мероприятия общероссийской общественной организации Малая академия наук «Интеллект будущего», региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского и др. региональные конкурсы

ежегодно

ОО

Банк данных одаренных детей

Семинары, круглые столы по обмену опытом в организации социального партнерства учреждений образования, культуры, спорта, ВУЗов

МБОУ «Опытненская средняя общеобразовательная школа»

ГБОУ РХ  «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова»

МБОУ «СОШ № 20» г.Черногорск

 

 

 

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

ОО, учреждения культуры, спорта, ВУЗы

Наличие сетевого взаимодействия ОО с социальными партнерами  по каждому типу одаренности

Республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»

2018-2022 гг.

ХакИРОиПК,  ГКУ РХ «ХЦИО», ОО-участники проекта

Увеличение количества обучающихся, педагогов, родителей,  воспользовавшихся образовательным порталом

Развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми

Семинары по технологиям развития различных типов одаренности

2017-2022 гг.

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с ОД

Повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми от 16 ч.

2018-2022 гг.

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК», учреждения ДПО

Мероприятия по работе с ОД в профессиональных ассоциациях педагогов (например, слет учительских и ученических талантов, тематические семинары)

2019-2022 гг.

ОО-участники проекта, профессиональные ассоциации педагогов РХ

Дискуссионная площадка на Педагогическом форуме, Августовских совещаниях

2017-2022 гг.

ОО-участники проекта

Информирование педагогической общественности о ходе проекта

Республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»

2018-2022 гг.

Кыштымова К.В.

Банк эффективного опыта работы с ОД

Методические рекомендации «Сетевое взаимодействие ОО по работе с одаренными детьми»

Ноябрь 2017 г.

Мальцева Н.А., Кыштымова К.В.

Банк эффективного опыта работы с ОД

Участие в научно-методических мероприятиях различного уровня с публикацией

2018-2022 гг.

Члены рабочей группы проекта, работники образования-участники проекта

Информирование педагогической общественности об опыте работы по проекту.

Повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с ОД

Повышение педагогической компетентности родителей

в вопросах взаимодействия с одаренными детьми

Работа клуба родителей одаренных детей

2018-2022 гг.

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»,

ОО-участники проекта

Информирование родительской и педагогической общественности о ходе проекта

Площадка «Увидеть и воспитать талант в семье» в рамках Фестиваля дополнительного образования

2017 г.

Лушников В.И.

Повышение педагогической компетентности

родителей

Республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»

2018-2022 гг.

Кыштымова К.В.

Повышение педагогической компетентности

родителей

9. Работа с общественностью

План

Направления / мероприятия / результаты для освещения в СМИ

Сроки

СМИ (вид, название)

Необходимые действия для организации взаимодействия со СМИ (в т.ч. исполнители)

Утверждение проекта на заседании Ученого совета

апрель  2017 г.

Сайты ХакИРОиПК, МОиН РХ

Пресс-релиз о начале проекта

Научно-методические мероприятия по плану реализации проекта

 

в течение периода

 реализации проекта

Сайты ХакИРОиПК, МОиН РХ

Отчеты о проведении мероприятий

 (члены рабочей группы)

Межмуниципальные методические мероприятия

в течение периода

 реализации проекта

Муниципальные, республиканские СМИ,

Отчеты о проведении мероприятий

 (члены рабочей группы)

Площадка «Увидеть и воспитать талант в семье» в рамках Фестиваля дополнительного образования

Декабрь 2017 г.

Газета «Хакасия»

 

Статья о реализации проекта

Августовское совещание

Август 2022 г.

Газета «Хакасия»

 

Статья об итогах реализации проекта и с выражением благодарности всем партнерам

10.  Общая оценка и последействие проекта

В образовательном пространстве  Республики Хакасия сложилась система  сопровождения одаренных детей основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.

Региональный банк данных одаренных детей позволит отслеживать траекторию развития одаренной личности от ее  выявления до профессионального самоопределения.

Специализированный республиканский образовательный портал «Одаренные дети Хакасии»  обеспечивает информационно-методическую поддержку деятельности образовательных организаций и педагогических кадров по выявлению, отбору, обучению, развитию и поддержки одаренных детей, консультационную помощь их родителям. 

Организована специализированная подготовка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, созданы условия для самообразования и развития профессиональной компетенции, внедрение форм повышения квалификации, основанного на диссеменации передового педагогического опыта, сетевом взаимодействии,  использовании ИКТ.

Риски проекта

  1. 1.Формальная реализация педагогами технологий сопровождения одаренных детей, в виду отсутствия дополнительных временных ресурсов и материального стимулирования.
  2. 2.Неэффективное сетевое взаимодействие образовательных организаций-участников проекта с социальными партнерами ввиду слабой обработанности нормативной базы.
    1. 3.Педагоги, регулярно готовившие призеров и победителей предметных олимпиад не смогут принимать участие в повышении квалификации в качестве лекторов  в силу высокой загруженности на основном месте работы.