Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»

Год педагога и наставника

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

В.В. Путин: «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога. То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, - все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни»

Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»

Лекция министра образования и науки РФ Кравцова С.С. в День студента


Педагог. Наставник. Друг. ФИЛЬМ 2023



План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника

План основных мероприятий по проведению в Республике Хакасия Года педагога и наставника


Лента времени: Учитель, Педагог, Наставник
Тыльченко Лариса Васильевна

Тыльченко постер.jpg

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. В связи с этим мы начинаем новую рубрику «Лента времени: Учитель, Педагог, Наставник», в которой будем знакомить наших читателей с именами педагогов Республики Хакасия, внёсших значительный вклад в развитие региональной системы образования.

 

Открывает рубрику интервью с Тыльченко Ларисой Васильевной, директором ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», лауреатом конкурса «Директор года – 2018», заслуженным учителем Республики Хакасия, членом-корреспондентом Международной академии общественных наук.

 

1. Расскажите, как вы пришли в профессию, что или кто помогло определиться с выбором.

Выбор был с самого детства. Так получилось, что у меня была хорошая учительница – Дарья Ивановна Астафьенко, которая работала по той методике, которую как бы снова пытаются вернуть. То есть, хорошо успевающие ученики закреплялись менее успевающими. Это ранняя практика копирования своего педагога, ведь любой маленький ребенок мнит себя учителем и делает все то же, что и он. Так я сделала свой выбор сразу и навсегда. Может, потому, что я жила в селе, а в те далекие времена учитель в сельской местности был очень авторитетен, это была фигура номер один. Мне очень хотелось, чтобы, во-первых, у нас была очень красивая учительница, а во-вторых – она была всё знающая и умеющая, хорошо делала мостик, шпагат. Раньше сельский учитель вел все подряд – музыку, рисование, физкультуру, математику, русский язык и другие предметы. Желание походить на неё и определило мой выбор.

Потом я поступила в педагогическое училище, где мне несказанно повезло, чего нельзя сказать об учителях, работавших там. Они были эвакуированы из Ленинграда во время войны, и, поскольку им некуда было возвращаться, остались в Сибири. У нас были такие предметы, как чистописание, выразительное чтение, детская литература, и каждому из них соответствовала своя методика. Это было настолько красиво, что хотелось скопировать.

Так и определилась моя судьба. Она могла измениться несколько раз. Первый раз это произошло, когда мы выпускали сатирическую газету «Гадюка», которая никогда не занимала второго места. Как-то главный редактор газеты «Власть труда» В. Г. Понькин лично принес мне направление в Иркутск на факультет журналистики. Я поразилась и сказала: «Я что, буду писать, кто и сколько молока надоил? Нет, я буду учить детей». Второй раз, на третьем курсе, когда училища участвовали во всех видах самодеятельности, мы готовили «Русалку» Даргомыжского. Петь должна была Лида Колесникова, у неё был красивый голос. Но она буквально в последний день охрипла, и я стала дублером. На следующий день директор педучилища Сергей Николаевич Потапов сказал, что два молодых человека хотят со мной побеседовать. Они пригласили меня в Красноярское училище искусств на отделение вокала. Я им сказала, что так, как я, вся моя деревня поет. И что петь каждый день – это несерьезно, а вот учить детей – очень даже! Так, с 1963 года и по сей день, я работаю педагогом, и никогда об этом не пожалела.

 

2. Расскажите об основных вехах вашего пути в образовании

Педагогическая деятельность началась с назначением меня заведующей школой-интернатом. По окончании педучилища я получила диплом с приложением, где было написано: «Рекомендовано преподавание в восьмилетней либо десятилетней школе математики, русского языка, литературы и рисования». Русский язык и литературу я никогда не вела, а математику и рисование – всю свою жизнь. Поэтому я поступила на физико-математический факультет Абаканского государственного педагогического института и успешно его закончила.

В своей жизни я работала учителем, завучем, заведующей ГОРОНО и директором школы.

 

3. Что вы считаете самым важным в работе руководителя?

Руководителю нужно научить свой коллектив, прежде всего, одной заповеди: «Ни один ребенок не идет в школу с желанием получить два, все дети хотят учиться хорошо». И сколько я сама в жизни проработала, у меня никогда не было ни одного второгодника. Задача педагога – найти подход, сделать так, чтобы ребенок был преуспевающим. Учитель должен разглядеть в ребёнке талант, который стоит развивать, чтобы он выбрал себе профессию и продолжил учиться в том направлении, в котором у него есть способности.

 

4. Назовите ваше педагогическое кредо и поделитесь наставлением для руководителей образовательных организаций и учителей.

Я всегда считала, что плохих детей не бывает. Каждому ребенку нужно знать ровно столько, сколько он может воспринять, чтобы не переломить, не перегрузить, не оттолкнуть его. Талантливый педагог всегда найдет подход к своему ученику и создаст для него ситуацию успеха, тогда не будет ни отсева, ни второгодников, ни плохой дисциплины. Педагог должен в совершенстве знать свой предмет, психологические особенности развития ребенка и, конечно, владеть различными методиками преподавания, чтобы приохотить ребенка к учебе. Учитель должен быть носителем таких качеств, как доброта, понимание, ответственность и быть примером для своих учеников всегда и во всем.

 

Тыльченко Лариса Васильевна, безусловно, является примером и наставником, всегда готовым поделиться своим опытом работы с руководителями и педагогами образовательных организаций Республики Хакасия.

Балахчина Надежда Парфирьевна

Балахчина постер.jpg

Хакасский институт развития образования и повышения квалификации на своем сайте открыл рубрику «Лента времени: Учитель, Педагог, Наставник», в которой мы будем знакомить наших подписчиков с именами педагогов Республики Хакасия, внёсших значительный вклад в развитие региональной системы образования.

Продолжает рубрику интервью с Балахчиной Надеждой Парфирьевной.

 

Надежда Парфирьевна родилась 31 июля 1952 года в п. Туим Ширинского района Хакасской автономной области. С 1976 года работала в Абаканском государственном педагогическом институте, исполняла обязанности декана физико-математического факультета (1989-1992). Первый заместитель Министра образования и науки Республики Хакасия (1992-2006), Министр национальной и территориальной политики Республики Хакасия (2007-2013). Надежда Парфирьевна – Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, награждена Почетной грамотой Республики Хакасия, кандидат педагогических наук, имеет ученое звание доцента по кафедре методики преподавания математики.

Надежда Парфирьевна, вы педагог с большим стажем, имеющий управленческий опыт в сфере образования и высокий уровень профессионализма. Хотелось бы задать вам ряд вопросов.

 

1. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию. Кто помог определиться с выбором будущей профессии – учитель, или это было только вашим желанием?

Конечно Учитель. В 6 классе в наш буйный 6В Горячегорской средней школы Шарыповского района пришел новый учитель математики – молодой специалист Ятманова Галина Александровна. Она не только приручила нас, но и заставила понимать и любить математику. К 10 классу я даже не задумывалась, кем быть, выбирала только куда ехать поступать на физмат. А на ФМФ Абаканского пединститута – лучшем факультете с лучшим деканом Клейн Б. Б. вместо прохождения практики уже на 3 курсе работала учителем в Арбатской восьмилетней школе Таштыпского района, на 4 курсе – в Усть-Таштыпской школе Аскизского района. Пришло осознание важности и нужности профессии, появилась уверенность.

2. Расскажите об основных вехах вашего пути в образовании.

В 1973 году по распределению приехала работать в Ингольскую среднюю школу родного Шарыповского района. Это была лучшая сельская школа Восточно-Сибирского отделения железной дороги. За три года выпустила два десятых класса. Здесь я получила закалку на всю профессиональную деятельность: дети из разных сел, интернат при школе, годы всеобуча, супертребовательный директор, талантливый коллектив, мудрый наставник Клавдия Илларионовна Коршунова.

В 1976 по семейным обстоятельствам вернулась в Абакан, но мест учителя математики в школах города не было – поставили в очередь ждать вакансии. Устроилась лаборантом на кафедру математики пединститута. Лаборант, ассистент, старший преподаватель, декан ФМФ – должности, которые я занимала до середины 1992 года. Окончила аспирантуру МГПИ им. В. И. Ленина по кафедре методики преподавания математики, в 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, имею ученое звание доцента. Это был период, тесно связанный со школой: вместе со студентами проходили практику у лучших учителей математики, на лабораторных работах посещали уроки, писали курсовые и дипломные работы, обобщая их опыт. А еще был ИУУ (институт усовершенствования учителей), где были самые трудные занятия – читать лекции учителям. Это был очень интересный период профессионального становления: училась сама, учила студентов, перенимала опыт одних учителей и сразу обобщала его для передачи другим. И еще был замечательный коллектив преподавателей и студентов на родном физико-математическом факультете. В нашем коллективе, например, работали создатель ХГУ им. Н. Ф. Катанова В. А. Кузьмин и народный мэр города Абакана Н. Г. Булакин.

В 1992 году была приглашена на работу в министерство образования Хакасии. Пятнадцать лет занимала должность первого заместителя министра, работала с Алексеем Ивановичем Солдатовым, Владимиром Иннокентьевичем Баевым, Галиной Александровной Салата. В этот период система образования и школы, в частности, были в сложной ситуации. С одной стороны неумолимо сокращалось финансирование (были задержки заработной платы, забастовки учителей), а с другой – шло обновление содержания образования, внедрялся опыт учителей-новаторов, создавались новые типы учреждений, многому нужно было учиться. Произошла консолидация ученых, управленцев, учителей вокруг общей задачи – развития системы образования Хакасии. При минимуме финансовых возможностей мы не просто выживали, но развивались: учителя-практики и методисты определялись с научными исследованиями и защищали диссертации. После стабилизации финансирования решали новые задачи – осваивали ЕГЭ, переходили на профильное обучение, развивали национальное и начальное профессиональное образование. Вспоминая это время с бывшими коллегами, мы говорим: «Как интересно мы работали».

С 2007 года перешла по предложению Председателя Правительства Республики Хакасия А. И. Лебедя в Министерство региональной политики, с 2014 г. нахожусь на заслуженном отдыхе.

 

3. Что вы считаете самым важным в работе учителя, руководителя?

Самое главное для меня в работе на любой должности – уважение, понимание, команда. И здесь не важно, кто перед тобой (или с тобой) – ученик, родитель, руководитель. Изначальное уважение к личности ученика или коллеги по работе дает возможность выстраивать взаимоотношения в обучении, совместном решении возникших проблем. Понимание особенно важно в работе с детьми. Вопрос «Почему он так поступает?» и анализ причин должны предшествовать нашим действиям, которые воспринимаются второй стороной как негативные по отношению к нему.

Создание в коллективе, с которым работаешь, команды, дело трудное, но благодарное. Имея команду, быстрее и эффективнее получаешь результат.

 

4. Назовите ваше педагогическое кредо.

Никогда его специально не формулировала, всегда старалась работать так, чтобы ни перед кем не было стыдно. Ни за двойку поставленную ученику или студенту, ни за отрицательный ответ учителю или директору, ни за отказ в финансировании. Возможно, мое кредо соотносится с известной фразой: «Жить нужно так, чтобы твое присутствие было необходимо, а отсутствие заметно».

 

5. Что бы вы хотели пожелать учителям, работающим в школе?

Прежде всего, хотела бы пожелать всем учителям здоровья. Выделяйте время для себя и своей семьи. Не нужно быть все время учителем, вы еще и жена, мать, красивая женщина (соответственно, муж, отец...). Ваше личное благополучие нужно не только вам, но и вашим ученикам.

Время сейчас сложное, тревожное. И мы отчетливо видим на примерах Украины, стран Прибалтики как изменение идеологии и содержания образования влияет на сложившийся миропорядок. Никто не может так влиять на будущее, как учитель. Вы, дорогие педагоги, должны об этом помнить и делать все для того, чтобы завтра нам жилось лучше.

 

Надежда Парфирьевна, вы и сегодня остаётесь наставником молодых руководителей и педагогов. Разрешите поздравить с Годом педагога и наставника! Это ваш год! Это признание ваших заслуг в образовании!

Почекуева Галина Матвеевна

Снимок.PNG

Продолжаем рубрику «Лента времени: Учитель, Педагог, Наставник», в которой мы знакомитм наших подписчиков с именами педагогов Республики Хакасия, внёсших значительный вклад в развитие региональной системы образования.

Почекуева Галина Матвеевна, заслуженный учитель Республики Хакасия, уже более 36 лет открывает дверь в мир знаний и добра, учащимся начальных классов МБОУ «Усть – Абаканская СОШ им. М.Е.Орлова».

Галина Матвеевна является наставником молодых педагогов, ежегодным участником республиканской акции «Опытный педагог-молодому специалисту», делится опытом работы среди коллег, на протяжении 24 лет руководит районным методическим объединением учителей начальных классов.

Педагогическое напутствие от учителя – учителю

(Профессиональные размышления Почекуевой Галины Матвеевны)

Однажды я прочла у Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Воспитываться в моральном климате памяти». «Как это?» - задумалась я. А ведь действительно! Память – это мои родители, ушедшие из жизни. Их Любовь и Вера поддерживают меня по сей день. Именно память углубляет и укрепляет веру. Они добрые сеятели в моём детстве. В  этом добром климате семьи всходили всходы – старшие: сестра (в настоящее время работает поваром), брат (врач) и я (учитель). Именно служение людям, наверное, определило выбор наших профессий. Все выбранные нами профессии несут людям пользу и радость.  Я  всегда чувствую  своих родителей рядом.

            И для меня важно думать и заботиться о моральном климате памяти моих учеников. Мои дети каждый день приходят ко мне уже 37 лет. Мои ученики. Моя победа. Часть моей жизни. Нет, не хочу вести за собой, хочу помочь сориентироваться в этом мире, научить их отличать добро от зла, хорошее от плохого, верно выбрать дорогу и шагать по ней.

Оглядываюсь и вижу, что продолжаю идти дорогой своего папы, на которой главное отдавать себя. Отдавать постоянно, уставая, радуясь, что ещё один день прожит не зря. Отдавать учиться – ведь нет неиссякаемых кладовых. Учиться совершенствоваться, творить! Черпаю знания у классиков и мудрецов, которые возводили  храм Воспитания. Камни храма заложены Конфуцием, Сократом, Аристотелем, Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, А.С. Макаренко, Я.Корчаком, В.А.Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, В.Г.Ниорадзе…. И я стремлюсь, чтобы мой «кирпичик» помог в строительстве храма науки и воспитания. Работая учителем, я  поняла, что именно ВОСПИТАНИЕ – главная часть образовательного процесса.

Вслед за подлинными педагогами разных эпох, идя по трудной, но восхитительной дороге навстречу детской душе, следую одной простой истине «…мы можем воспитать либо человечишку, либо Человека с большой буквы». А для большой буквы нужна большая ЛЮБОВЬ!

            «Брать, чтобы отдавать. Отдавать и находить – в этом счастье педагогического труда!» -лейтмотив моей жизни. 

У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные — случается и такое — знания.  Наставник! Учитель! Это безумно интересно! И в тоже время очень трудно!  Желаю, чтобы  педагогическая профессия  была «не службой», а «СЛУЖЕНИЕМ Детству! «Милые учителя, стройте ваше отношение ко всем, и к ученикам, конечно, тоже, по зову Мудрости. Сожгите в себе всякое раздражение, если оно у вас есть, и творите все, и уроки в том числе, по законам КРАСОТЫ»  Ш.А.. Амонашвили..

Годы идут…Всё в мире меняется, но мои дети всегда уверены в моей любви и поддержке. Я становлюсь взрослее и мудрее. Как же иначе. Я не хочу останавливаться. Именно поэтому  не ставлю здесь точку, а ставлю…

Салата Галина Александровна

Салата постер.jpg

Продолжает рубрику «Лента времени: Учитель, Педагог, Наставник», в которой мы знакомим с именами педагогов Республики Хакасия, внёсших значительный вклад в развитие региональной системы образования, интервью с Салата Галиной Александровной.

Салата Галина Александровна – министр образования и науки Республики Хакасия с 2002 года по 2017 год.

Галина Александровна – Почетный работник общего образования Российской Федерации, имеет Почетное звание «Заслуженный учитель Республики Хакасия», признана международным общественным жюри Рыцарем гуманной педагогики и награждена золотым знаком «Сердце и Лебедь».

В 1976 г. приступила к работе учителем истории и обществоведения Черногорской школы №1. В 1978 г. переехала в г. Саяногорск, где работала учителем, заместителем директора по воспитательной, учебной работе, директором школы. Почти восемь лет руководила системой образования в г. Саяногорске, в течение двух лет возглавляла Хакасский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки. С апреля 1999 г. по август 2000 г. работала заместителем главы администрации по социальной политике г. Саяногорска, с августа 2000 г. по январь 2002 г. – заместителем Министра образования и науки Республики Хакасия. Трижды избиралась депутатом Саяногорского городского Совета народных депутатов, депутат Верховного Совета Республики Хакасия 11 созыва.

Галина Александровна – педагог с большим стажем, имеющий управленческий опыт в сфере образования и высокий уровень профессионализма, в своем интервью поделилась своими воспоминаниями о людях, которые оставили след в её душе, о своём профессиональном становлении как учителя, как управленца и наставника.

Я окончила Черногорскую школу №5. Сильнейшая школа, славившаяся своими педагогами и руководителем Таранущенко Георгием Петровичем, которые были профессионалами во всех смыслах, главное – это были замечательные люди. В классе, котором я училась, нас было 33 человека, из них 8 человек стали учителями. И это, на мой взгляд, является показателем того, что нас учили Учителя с большой буквы, с которых хотелось брать пример. Но я не сразу приняла решение стать учителем. После окончания основной школы я подала документы в Хакасский политехнический техникум, думала, что стану бухгалтером. Мой классный руководитель, Надежда Сидоровна Каюмова, узнав об этом, серьезно со мной поговорила и убедила забрать документы и продолжить обучение в школе. Я считаю её своим первым наставником, именно она определила мой профессиональный путь. Закончив десять классов, я поступила в Красноярский государственный педагогический институт по специальности учитель истории и обществоведения.

Красноярский педагогический институт был очень востребован среди выпускников школ, конкурс был 12 человек на место, но знания, которые мне дали в моей школе, позволили успешно выдержать этот конкурс. Среди поступающих было очень много ребят, которые окончили школу ранее, было много ребят отслуживших в армии, и которых брали вне конкурса. Нас, закончивших и поступивших сразу после школы, было просто единицы. Это говорит, на мой взгляд, о высоком престиже профессии учителя!

После окончания института я вернулась в свой родной город Черногорск и хотела вернуться в свою родную школу, но оказалось, что место учителя истории было занято, и я пришла работать в школу №1 города Черногорска. Именно в этой школе прошло моё профессиональное становление как учителя. Мне дали классное руководство в 6Б классе и учебную нагрузку сначала 27 часов, а потом 33 часа. Конечно же, огромное спасибо прежде всего педагогическому коллективу, директору Лидии Михайловне Гисич, которые приняли меня в свой коллектив, и я чувствовала себя его неотъемлемой частью. Больше того, я говорю спасибо своим ученикам, потому что если бы они повели себя по-другому, не состоялось бы моё становление как учителя.

Что лежало в основе моей работы в школе, в преподавании истории, в общении с учениками? Я только потом поняла и научилась называть эту педагогику, педагогикой сотрудничества. В то время, я не понимала, как это все называется, а просто работала и просто жила школой. Мой 6Б из класса, очень непростого, стали ребятами, участвующими во всех школьных мероприятиях. Мы всё делали вместе: вместе собирали металлолом, участвовали в Зарнице, соревнованиях и праздниках. Я никогда не забуду, как вместе со старшей вожатой мы идем по городу и несём тяжёлую металлическую конструкцию, а дети бегут с нами рядом. В Зарнице наш класс занимал первые места по городу, представляя школу. И самое главное, дети знали, что они всегда могут прийти ко мне после уроков и обратиться по любому вопросу: если что-то не понял, мы вместе выполним задание и решим заданную на дом задачу; если хочется поговорить, рассказать о том, что тревожит или поделиться радостью, и это можно. Девчата приходили и рассказывали о делах сердечных. Отношения с учениками строились на доверии и понимании. Когда я была занята, то мои ученики – старшеклассники всегда приходили на помощь: занимались с ребятами, вместе готовились к праздникам, за малышами присматривали, мастерили вместе, старшеклассницы шили беретки для выступлений.

Школа была большой, и в ней работали очень мудрые педагоги, которые относились ко мне, молодому специалисту, с позиции наставника, который всегда поможет и где-то подскажет. Думаю, что они не всегда были согласны с тем, что я делаю, но никто и никогда не проявлял неуважения ко мне и к тому, что я делаю. Я никогда не забуду Нину Павловну Макарову, Мару Николаевну Глебышеву. Сегодня она возглавляет профсоюз работников образования в городе Черногорске. Калинин Виктор Васильевич был в это время в этой же школе учителем физкультуры, а потом мы работали вместе в Министерстве образования и науки Республики Хакасия.

А как бы вы решили такую задачу? Когда я ученика спрашиваю, а он отлично учился, он поднимается и молчит, и ничего не отвечает. И на следующий урок, он молчит, весь класс недоумевает. Я не поставила ему два, а поставила ему четыре. Но он выкрал журнал и поставил себе единицы и двойки. На педсовете некоторые сказали: «Сама виновата, нельзя так с учениками заигрывать». Кто-то заступался за меня, говорили: «Учитель не поставила ему единицы, так как он знал хорошо материал. Значит, что-то произошло». Меня не ругали за это. Всё хорошо закончилось, ученик был умный и серьезный парень. Но вот так случилось.

Вспоминаю, когда я была вынуждена уехать в Саяногорск, то ребятишки продолжали общаться со мной. Ребята просто приезжали в Саяногорск, один из выпускников нашел меня по подписке на почте.

Позже я поняла, что в основе моей педагогической деятельности была педагогика сотрудничества, но тогда я просто старалась понять каждого и поставить себя на его место. Вот почему я могу назвать своими наставниками как педагогов, с которыми я работала, так и своих учеников.

После Черногорска я уехала в Саяногорск и стала организатором внеурочной работы, сейчас это заместитель директора по воспитательной работе и вела уроки. Это была первая школа, большая, на берегу Енисея. Мы жили одним большим коллективом, которым руководила Антонина Степановна Ткаченко. Педагогический коллектив школы был сильный. То, что сейчас, называют межпредметными связями, мы очень часто применяли в своей практике. Я любила работать с учителями литературы. До сих пор помню совместный урок «Ночевала тучка золотая» по повести Анатолия Приставкина. История и литература не могли не пробирать до души каждого ученика. И таких уроков было много…

Сейчас вспоминаю и не понимаю, почему пятиклашки мыли пол в кабинете, они даже тряпку отжать, как следует, не могли. Иногда я мыла кабинет сама до прихода пятиклашек, а когда они приходили, то говорила, что старшеклассники все помыли, только нужно вынести ведро. Мне было жалко этих совсем ещё маленьких ребятишек.

За годы работы складывался и некоторый опыт. С удовольствием делилась им. И даже будучи заведующей ГОРОНО, давала открытые уроки.

Со слезами на глазах уходила в ГОРОНО, куда меня убедили перейти руководителем. Дорога моя была не прямой – учитель, организатор внеурочной работы, завуч по воспитательной работе, по методической работе, директор школы, заведующий ГОРОНО, председатель республиканского комитета профсоюза учителей, учитель. Вся моя биография это переходы из одного состояния в другое, но всегда это было образование, и она неразрывно связана со школой.

В 90-х, сложнейшее время не только для образования, но и для всей страны, Глава города Саяногорска сказал, что я должна уйти с должности заведующего ГОРОНО: «Вы очень хороший руководитель, но вы подготовили забастовку учителей и должны уйти». Тогда я попросила Главу дать мне возможность провести республиканский семинар, который организовывала Надежда Парфирьевна Балахчина. После этого я ушла в школу, где снова работала учителем, психологом, директором.

Была ли я наставником?.. Спросите у Скитовича Владимира Анатольевича, руководителя ГОРОНО Саяногорска. Владимир Анатольевич не раз вспоминал: «Когда Салата Г.А. не приходила ко мне на урок, я был удивлен». Я ходила на уроки как директор, нельзя было не ходить, ведь это, прежде всего, была и помощь молодым специалистам, и возможность профессионального развития и самосовершенствования.

В 2000 году я пришла работать в Министерство образования заместителем Министра Владимира Иннокентьевича Баева. Я отвечала за профессиональное образование и науку. Это было недолго и через полтора года, когда Владимир Иннокентьевич ушел на заслуженный отдых, я стала Министром. В течение 15 лет возглавляла Министерство образования и науки Республики Хакасия. Наставниками для меня были Солдатов Алексей Иванович и Баев Владимир Иннокентьевич. Мудрые, сильные духом. Они остаются для меня примером.

С коллегами по правительству мы по-прежнему продолжаем общаться, поддерживаем дружеские отношения, потому что мы были непросто коллегами, но и наставниками друг друга.

Сейчас готовим встречу ветеранов – работников Министерства образования и руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования. Алексеенко Галина Ананьевна, Матеров Василий Сафронович, Маркова Евгения Дмитриевна – замечательные управленцы.

Мне кажется, что в основе наставничества в образовании должен быть не формальный подход, а взаимное человеческое отношение и уважение наставника и наставляемого на основе профессионализма. Человечность, доброжелательность, уважение учителя к ученику, руководителя к педагогу, учителя к учителю должны лежать в основе работы учителя, работы системы образования. Уважение и понимание, что учитель, ученик – это личность, обеспечивает успех каждого в профессии или обучении.

Последние четыре года я преподавала на кафедре дошкольного и начального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Была ли я наставником в министерстве, я не знаю. Я всегда любила и люблю порядок, сколько лет не работаю, а всё так же составляю план на день, веду ежедневник на перспективу. Стала определять задачи, которые должна выполнить на день, месяц, год. Первое, в чем я не могу себе отказать, это чтение. Я много читаю. Читаю современную литературу, возвращаюсь к классике. Я себе определила перечень книг, которые я прочитаю в этом году. Начала с произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с огромным уважением вернулась к Валентину Пикулю и прочитала «Пером и шпагой», вернулась к книгам, связанным с Семилетней войной. Ещё в планах прочитать «Войну и мир» в этом году.

– Галина Александровна, скажите свои пожелания современным педагогам, работающим в школе, дополнительном, дошкольном, профессиональном образовании, руководителям образовательных организаций.

– Пожелание глубокой веры, веры в себя и веры в ближних, в своих учеников, в людей, веры в то, что рядом с тобой такой же человек, как и ты, со своими потребностями, чувствами и мыслями, это очень важно. Вот Вера Васильевна Косова, преподаватель ХГУ, моя коллега исполняет песню, где есть такие слова: «В доброту людей верую, и в любовь и дружбу верную». Желаю, чтобы рядом были люди искренние, готовые придти на помощь, чтобы назначение руководителей было не случайным, чтобы руководитель прошел все этапы профессионального становления. Профессия учителя требует мужества, потому что учителем может быть только сильная личность, и нужно, прежде всего, самому верить в себя! И конечно верить в детей и в их безграничные способности и возможности!

Шишлянникова Нина Петровна

Шишлянникова постер.jpg

Продолжает рубрику «Лента времени: Учитель, Педагог, Наставник», в которой мы знакомим с именами педагогов Республики Хакасия, внёсших значительный вклад в развитие региональной системы образования интервью с Шишлянниковой Ниной Петровной.

Шишлянникова Нина Петровна доктор педагогических наук, профессор кафедры музыки, декоративно-прикладного искусства и народной художественной культуры Института филологии и искусств ФГБОУ ВО «ХГУ им Н.Ф. Катанова».

С самого детства мечтала стать учителем. Училась в простой сельской школе, участвовала в школьной художественной самодеятельности, неплохо пела. Самостоятельно научилась играть на аккордеоне, по слуху подбирать песни и аккомпанировать, а когда поступила учиться в Абаканское педагогическое училище, мой педагог по инструменту – Колмаков Геннадий Ефимович – обучал меня не только игре на аккордеоне, но и на фортепиано, т.к. я тайком начала играть самостоятельно и на этом инструменте. Светлая память и бесконечная благодарность моему педагогу, который отдал много личного времени моим занятиям на двух инструментах, привлек к участию в студенческом инструментальном квартете (два баяна, аккордеон, фортепиано), дал многое, в том числе повлиял на выбор профессии педагога-музыканта.

С первого дня самостоятельной педагогической деятельности работала в общеобразовательной школе учителем музыки в течение 20 лет. За это время вырастила двоих сыновей, окончила заочно филологический факультет Абаканского педагогического института. В 1983 году Потехин Дмитрий Александрович, будучи тогда директором Областного института усовершенствования учителей, после посещения моих уроков музыки в Саяногорской средней школе №1 пригласил на заведование кабинетом музыки, который тогда открывался в Институте. Так я стала первым заведующим кабинетом музыки. В связи с перестройкой и новыми веяниями в образовании в 1997 году защитила кандидатскую диссертацию в Центре эстетического воспитания РАО (ныне – Институт художественного образования и культурологии РАО) под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Юсова Бориса Петровича, который тогда возглавлял лабораторию интеграции искусств, при которой я защищала диссертацию.

К тому времени институт усовершенствования учителей был переименован в институт повышения квалификации и переподготовки кадров, а возглавлял институт Росяйкин Сергей Васильевич. Именно он поддержал и содействовал моему стремлению к защите кандидатской диссертации. В Институте были организованы кафедры. После защиты я была назначена заведующим кафедрой педагогики и психологии, но проработала в этой должности совсем немного, так как в 1999 году была приглашена на заведование кафедрой музыки и музыкального образования в институт искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Пришлось осваивать новую для меня сферу деятельности не только педагогической, но и управленческой. И если, работая в Хакасском ИПКиПРО в должности заведующего кабинетом музыки, я продолжала по совместительству вести несколько часов музыки в общеобразовательной школе, чтобы быть в профессии, на острие событий, при этом возглавляла опытно-экспериментальную работу в области педагогики общего музыкального образования, то с переходом на кафедру пришлось преподавание в школе оставить. С этого времени исследовательская работа и преподавание студентам-музыкантам стало основной моей музыкально-педагогической деятельностью.

В университете при огромной моральной и финансовой поддержке ректора Кузьмина Валентина Анатольевича в 2005 году защитила докторскую диссертацию в МПГУ на кафедре академика Сластенина Виталия Александровича, а в 2012 году Всероссийской аттестационной комиссией (ВАК) мне было присвоено звание профессора. В ХГУ им. Н.Ф. Катанова течение 12 лет возглавляла кафедру музыки и музыкального образования, теперь тружусь рядовым преподавателем на этой кафедре.

Таковы основные вехи моего профессионального становления, которые свидетельствуют об актуальности современного лозунга «Образование в течение всей жизни». Ты учитель, пока учишься сам, и пределов в профессиональном росте не существует, особенно, когда ты работаешь с учителями или студентами. Это является важной профессиональной потребностью.

В моей жизни было многое: взлеты и разочарования, но я никогда не позволяла себе отступить от того, к чему стремилась. Мое кредо можно выразить коротко: «С упорством двигаться к поставленной цели. Преодолевать трудности, кажущиеся непреодолимыми». И я осознала это только сейчас. Раньше об этом как-то не задумывалась, просто жила, училась, трудилась.

Профессия учителя музыки – трудная в своем многообразии видов деятельности, которыми нужно владеть (игрой на инструменте, вокальным показом, руководством вокально-хоровой работой учащихся, теорией и методикой организации урока музыки как урока искусства и др.). В этом смысле профессия педагога-музыканта напоминает жизнь спортсмена-многоборца, который во всех видах должен быть на уровне, чтобы победить. Так и учитель музыки в общеобразовательной школе должен владеть всем спектром профессиональных умений. И на вершину Олимпа поднимаются те, кто стремятся и преодолевают…

Важно любить свою профессию и любить кропотливую работу с детьми. Начинающих учителей музыки зачастую пугают первые трудности, которые возникают на самостоятельном профессиональном пути. Те, кто не готов их преодолевать, уходят из профессии. Остаются сильные духом профессионалы, которые достигают поставленных целей – любви детей к музыке, развитию их интеллектуально-творческих способностей, которые потом реализуются в их будущей профессии, кем бы они ни стали во взрослой жизни.

Атюшкина Марина Валерьевна

Атюшкина постер.jpg

Педагогической династии Кузьминых – Ярош – Саловых – Атюшкиных – 166 лет!

Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, ‒ значит это учительская династия. Явление драгоценное, необъяснимое и очень ценное; это особый образ жизни, это история нашей страны. Есть немало профессий, где преемственность поколений – цемент успеха. И одна из них – УЧИТЕЛЬ!

В этой династии 5 поколений родных и близких людей работали и работают в сфере образования. Учительство – их призвание, их жизнь. Такие люди, как правило, не случайно приходят работать в школу, они являются продолжением, живой нитью педагогических поколений.

Педагогической династии Кузьминых – Ярош – Саловых – Атюшкиных – 166 лет. Начало этому «семейному подряду» было положено Кузьминой Мариной Петровной, она работала руководителем сезонных детских яслей в селе Большой Телек Идринского района Красноярского края. Ее муж, Кузьмин Григорий Сергеевич, первый народный учитель, не имел никакого образования, но желание научиться самому, а потом учить других было огромным. Родной брат Марины Петровны, Быкасов Сафрон Петрович, окончил земское училище и до самой войны преподавал в начальной школе.

Дочь Кузьминых, Ярош Анна Григорьевна, окончив Минусинское педагогическое училище, тоже стала учительницей. Дочь Анны Григорьевны, Любовь Павловна Салова, окончила Абаканский государственный институт и проработала учителем математики, заместителем директора по учебно-воспитательной работе 50 лет, из них 38 лет в школе №11 города Абакана. Ее муж, Салов Валерий Яковлевич, 18 лет проработал учителем физики, из них 4 года занимал должность директора Абаканской школы №18.

Дети Саловых – Марина Валерьевна и Илья Валерьевич, выпускники школы №11, после окончания педагогического института вернулись в неё уже в качестве учителей. Салов Илья Валерьевич проработал учителем информатики 19 лет.

Марина Валерьевна Атюшкина (Салова) работает в своей родной 11 школе 31-й год учителем информатики. Ее дочь, Атюшкина Виктория Борисовна, окончив бакалавриат и магистратуру ХГУ им. Н.Ф. Катанова, второй год работает в школе №26 города Абакана учителем английского языка и продолжает обучение в аспирантуре.

Все представители этой династии – люди энергичные, активные, одухотворённые. Они очень дорожат честью и репутацией семьи, поддерживая доброе мнение о ней своими творческими успехами.

Династия – участники Всероссийского конкурса «Семья России – 2008» и Республиканского фестиваля «Педагогические династии Хакасии». Награждена дипломом Министра образования и науки РХ «За верность званию «Учитель». Династия стала победителем Муниципального конкурса «О почётном дипломе Мэра города Абакана «За заслуги в семейном воспитании» в номинации «Трудовая династия» в 2011 году.

Из поколения в поколение члены этой семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.

На вопрос «Ваше педагогическое кредо?» представители династии Кузьминых – Ярош – Саловых – Атюшкиных в один голос отвечают: «Светить, любить, творить, надеяться и верить…». Верить в доброе будущее своих учеников!

Материалы взяты с сайта Общероссийского профсоюза образования Хакасской республиканской организации: https://www.eseur.ru/khakassia/Pedagogicheskoy-dinastii-166-let-/

Год педагога и наставника в лицах и фактах
06.03.2023 г. Открытие Года педагога и наставника в Республике Хакасия

Открытие Года педагога и наставника в РХ


Фотогалерея открытия  Фотогалерея ХакИРОиПК

С 5 по 6 апреля 2023 года в рамках Года педагога и наставника Всероссийский марафон эффективных региональных практик
Конкурс «Молодой учитель — 2023»