Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»

Боярская Наталья Михайловна

1

В 80-летний юбилейный год Института мы продолжаем рубрику «Лента времени», в которой рассказываем о людях, внесших значительный вклад в развитие региональной системы образования.

И открывает эту рубрику статья о Наталье Михайловне Боярской, которая работала в Институте с 2000 по 2007 год.

Как складывалась Ваша карьера до того, как Вы начали работу в Институте?

Я закончила АГПИ, а до этого абаканскую школу №20 с отличием. Я была выпускницей первого выпуска математического класса. Физику вел Павел Захарович, первый директор школы. Еще в 8 классе я стала абсолютным победителем областной олимпиады по математике, к которой готовилась сама. И мне вручал подарок Иванцов Александр Гаврилович – мой будущий учитель математики. Чудо-учитель! Если бы не он, я бы не пошла работать в школу, у меня были другие планы.

После окончания института я приобрела огромный опыт. Все дело в том, что муж мой – военный, и мы часто переезжали. Работала в московской школе, в Казахстане… И должности, которые я занимала так же были разнообразны: завуч, организатор, учитель математики, информатики, рисования, черчения, физики. Я всегда была на подхвате.

В г. Ташкенте (Узбекистан) работала в школе, которая входила в пятерку лучших школ Ташкента. Я работала завучем и уже тогда остро поняла, как много зависит от нашего директора. Она была потрясающая! Развивалась сама и развивала коллектив. Директор посещала все съезды, привозила все новинки, которые разрабатывались в зарубежных школах. Опыт приобрела колоссальный, ведь школа была новаторская, развивающаяся.

Так, я отработала в школах 25 лет. После распада СССР мы с мужем вернулись в Абакан. По приезду Павел Захарович (директор 20 школы, а позже наставник и добрый друг нашей семьи), порекомендовал директору Института усовершенствования учителей С.В. Росяйкину взять меня на работу со словами: «Возьми этого пахаря, никогда не пожалеешь». Но Сергей Васильевич знал меня и до этого, мы вместе учились.

С первых дней работы в кабинете математики я занялась работой с документами и составлением картотеки учителей математики в республике. Информацию необходимо было систематизировать и упорядочить. В министерстве я выписала всех учителей математики, определила сроки, когда они проходили повышение квалификации, где работает на данный момент, какой институт закончил. Проделана была колоссальная работа.

Какие направления работы были актуальны в тот период?

С 2002 года начиналось внедрение ЕГЭ, меня это сразу заинтересовало. Как известно, Хакасия была одним из первых регионов, внедряющих эту систему. А я, работая в Узбекистане, уже была знакома с подобным форматом и была убеждена в том, что система приживется, ведь действительно такая форма открывает возможности для ребят. И российская система была гораздо лучше, ведь экзамен был не просто тестом, а действительно проверкой и показателем уровнем знаний.

Важным фактором внедрения было обучение методистов Института системе ЕГЭ. Ректор Пилюгина Н.И. меня отправила на первые курсы по ЕГЭ, и я по-настоящему училась: сдавала все зачеты и по приезду домой уже готовила первых экспертов, которые позже проверяли экзаменационные работы. Обучение было серьезное, учились мы у составителей КИМов. Понадобилось много времени, и была проведена грандиозная работа, чтобы система ЕГЭ прижилась. Позже началось внедрение профильного обучения на уровне СОО, и ректор предложила мне стать заведующим учебного кабинета. Но математику я никогда не бросала. Все последующие годы работы в Институте я была заместителем председателя комиссии по математике.

Еще одним направлением работы стала разработка аттестационных материалов педагогов республики. В то время в Санкт-Петербурге и на Урале уже разрабатывались системы подходов к оценке деятельности учителя. По предложению ректора нашего Института мы включились в работу, так как подобная форма систематизирует деятельность учителя и позволяет проанализировать работу педагога с разных позиций, при этом подход к оценке будет построен на единых критериях. Мне, конечно, эта идея понравилась, и я начала изучать методические журналы, немногочисленные публикации в сети Интернет. Когда материал был готов, мы провели огромную информационную кампанию: представили материалы на августовской конференции, выезжали в муниципалитеты, чтобы познакомить учителей, ответить на вопросы и провести разъяснения. Конечно же, понадобилось время, новый формат поначалу встретил сопротивление, но позже его оценили по достоинству. И сейчас, как я знаю, хоть и аттестационное портфолио преобразовалось, но осталось на прежних принципах.

Какой совет Вы можете дать современному педагогу?

Дети вырастают умнее нас, но если мы не учимся и не растем, мы детей не можем учить по-настоящему. Если ребенок не знает больше тебя, то ты плохой учитель. Ну как не учиться, если жизнь не стоит на месте? Надо идти в ногу со временем!


В Ленту времени