Профессиональный конкурс российского педагогического сообщества «Учитель года России», которому исполняется в 2023 году 34 года, является для педагогов не только ориентиром мастерства и творчества, но и личностно значимым событием. Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с целью выявления талантливых учителей, их поддержки и поощрения, повышения их социального статуса и престижа педагогической профессии, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации в соответствии с современными тенденциями развития российского образования, отраженными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Девиз Конкурса «Учить и учиться» отражает главные задачи современного образования: непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляция лучших образцов педагогической практики, распространение инновационных идей и достижений.
Когда-то в 1989 году, когда еще существовал Советский союз, в «Учительской газете» решили, что пора организовать конкурс, в котором покажут свое мастерство педагоги со всех уголков Советского Союза.
Идея прозвучала во время учредительного съезда творческого Союза учителей. Была высказана идея: «В стране, где так много талантливых педагогов — и маститых, и со званиями, и никому не известных самородков, - просто необходимо чествовать «героев учительского труда». В том же году вышло первое «Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводит оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений.
В 1990 году прошел первый конкурс «Учитель года». Желающих продемонстрировать свои умения оказалось предостаточно. 99 учителей приняли участие в конкурсе и лишь 19 дошли до финала. Они должны были провести открытый урок в незнакомом классе столичной школы по теме, которую им сообщали за два часа до начала действа. Первому победителю «Учителя года» - преподавателю русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александру Сутормину Хрустального пеликана (символа конкурса) вручал первый и единственный Президент СССР М.С. Горбачев.
А следующий конкурс вообще стал историческим — ведь это был последний конкурс советских учителей. В его финале оказались представители многих союзных республик — Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, России.
Хрустальный пеликан уехал в Белоруссию, а через пару месяцев оказался он в другой, независимой стране. В 1992-м на первый этап теперь уже всероссийского конкурса можно было прислать любую творческую работу. Появляется пятнадцать финалистов, из которых будет выбран победитель. «Учитель года — 1992» Артур Заруба, преподаватель музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области, сочиняет гимн конкурса (https://youtu.be/v2DDbfME0GU).1993-й принес новинку, которая теперь стала традицией. Впервые учителя должны были провести урок для взрослой аудитории. Впервые суперфинал проходил в концертной студии «Останкино» и транслировался по телевидению.
С 1994 года молодые журналисты «Учительской газеты» начинают издавать «ПеликанЪ-дейли». Газета выходит ежедневно, и за завтраком участники и болельщики могут прочитать отчет о предыдущем дне работы конкурса. Газета «ПеликанЪ-дейли» просуществовала целых 7 лет. 1995 год — председателем попечительского совета конкурса становится Президент России Борис Ельцин. Он учреждает премии «Учителям года» и вручает их пятнадцати прошлогодним лауреатам.
Конкурсанты защищают концепцию и рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Малые дисциплинарные жюри определяют победителей в отдельных номинациях, а Большое жюри выбирает Учителя года. В этом же году появляется бессменный Председатель Большого жюри — ректор МГУ Виктор Садовничий, сейчас воспринимающийся как своеобразный талисман конкурса.
В 1996 году придумали урок-импровизацию, тема которого объявляется лишь за сутки, на котором в качестве учеников выступают пятнадцать лауреатов конкурса. Количество заданий растет, их качество усложняется. Написать эссе «Моя педагогическая философия» - дело для учителей более привычное, чем выдержать натиск журналистов и членов Большого жюри во время публичной пресс-конференции. Однако, и того, и другого конкурсанты не избежали.
В 21 веке информационные технологии зашагали по планете, заглянув по пути и на конкурс «Учитель года России». Участникам пришлось общаться не только с детьми, коллегами и прессой, но и с компьютером. Привычные не только учить других, но и постоянно учиться чему-то новому, участники освоили Windows, научились пользоваться Интернетом и даже создали презентацию и собственный web-сайт.
2001 год. Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования, редакция «Учительской газеты», ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, Российский Союз Молодежи, Московский городской педагогический университет, Гуманитарный издательский центр «Владос» учредили некоммерческую организацию «Фонд поддержки российского учительства». Президентом избран ректор Московского городского педагогического университета Виктор Васильевич Рябов. Отныне именно фонд организует Всероссийский конкурс «Учитель года России». А в 2002-м педагоги решили объединиться в клуб: «Межрегиональный клуб «Учитель года» позволяет делиться опытом, дружить и общаться не только раз в год. В 2005 году министр образования и науки Андрей Фурсенко объявляет, что отныне конкурс будет проходить на родине победителя. Теперь наблюдать за действием лучших учителей России смогут не только москвичи. Славу родному городу уже принесли 3 победителя-провинциала: финал конкурсов проходил в Калининграде, Челябинске и Череповце. «Учитель года России 2007» принес организаторам сюрприз: абсолютных победителей оказалось сразу два — из Москвы и Санкт-Петербурга. Из нововведений 2008 года — конкурсанты представляли собственный инновационный проект, а оценивали конкурсантов непривычные междисциплинарные жюри.
Для Республики Хакасия вспоминаются особо памятные достижения учителей, принявших участие в конкурсе Учитель года. В десятку лучших учителей страны в 1991 году вошёл Сергей Михайлович Верхотуров, учитель МБОУ «СОШ № 1» города Абакана. В 1992 году лауреатом конкурса стала Галина Семеновна Сицукова, а в 1994 году - Надежда Николаевна Широглазова, учителя учитель МБОУ «Гимназия» города Абакана. В числе 15 победителей в 1999 году названа Елена Викторовна Дудаль, учитель МБОУ «Гимназия» города Абакана, а в 2022 году в число 15 лучших вошёл Андрей Александрович Колоухов учитель МБОУ «СОШ № 1» города Абакана.
Особой внимание в истории конкурса необходимо уделить Дмитрию Александровичу Тодышеву, учителю географии школы № 30 города Абакана участнику конкурса 2002 года. Дмитрий Александрович вошёл в 5 лучших и победил в номинации конкурса «Традиции в образовании». Кульминационным моментом стало вручение ему приза «Хрустальный пеликан», который «прилетел» в Хакасию.
Хронология призеров регионального этапа Всероссийского конкурса Учитель года.
-
1998-Голубь Ирина Анатольевна, учитель музыки Абаканской школы № 1
-
1999 – Дудаль Елена Викторовна, учитель французского языка МОУ «Гимназия» г. Абакана
-
2000 – Чиркова Светлана Леонидовна, учитель истории и права МОУ СОШ № 14 г. Абакана
-
2001 – Ридер Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 24» г. Абакана
-
2002 – Тодышев Дмитрий Александрович, учитель географии МОУ «СОШ № 30» г. Абакана
-
2003 - Долян Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 26 с УИОП» г. Абакана
-
2004 – Тараканова Анна Сергеевна, учитель английского языка МОУ «Гимназия» г. Абакана
-
2005 – Валов Сергей Юрьевич, учитель МОУ «Абазинская СОШ № 50»
-
2006 – Волкова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия» г. Абакана
-
2007 – Кирсанов Дмитрий Евгеньевич, учитель истории МОУ СОШ № 25
г. Абакана -
2008 – Озерова Галина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Абакана
-
2009 - Якушева Любовь Михайловна, учителя технологии МОУ Лицей № 7 г. Саяногорска
-
2010 - Долян Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 26 с УИОП» г. Абакана
-
2011 - Захарова Олеся Николаевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ № 1» г. Абакана
-
2012 - Кричевцова Светлана Феликсовна, учитель английского языка МБОУ г. Саяногорска СОШ № 2
-
2013 - Шлокин Олег Викторович, учитель МБОУ Бейской общеобразовательной школы-интерната среднего полного (общего) образования Бейского района
-
2014 – Немцева Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Черногорска
-
2015 - Колупаева Татьяна Олеговна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Абакана «СОШ № 30».
-
2016 – Большакова Елена Петровна, учитель английского языка МБОУ Ширинская СШ №18.
-
2017 – Игнатенко Инна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ города Абакана «СОШ № 1».
-
2018 – Сулекова Ирина Александровна, учитель истории Устино-Копьевская СОШ Орджоникидзевского района.
-
2019 – Степанчук Николай Николаевич, учитель информатики МБОУ «СОШ № 9» г. Абакана.
-
2020 – Фирсова Валентина Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей имени Алексея Геннадьевича Баженова» (Черногорск), представляла РХ в Фролова Алина Александровна, учитель математики МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
-
2021 – Роговский Роман Владленович, учитель физики и математики МБОУ г. Абакана «СОШ № 9»
-
2022 – Колоухов Андрей Александрович, учитель английского языка МБОУ г. Абакана «СОШ № 1»
Успех – не случайность.
Это кропотливая работа,
настойчивость,
целеустремленность и
прежде всего – любовь к тому,
что вы делаете
или учитесь делать…..