Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РХ»

Сроки проекта: 01.04.2014г. по 31.12.2017 г.

Проект завершен

Обоснование актуальности проекта – постановка проблемы, анализ исходной ситуации. Сегодня ситуация в обществе, а также содержание федеральных образовательных стандартов предполагает объединение пространства людей с инвалидностью и здоровых людей, изменение отношения к инвалидности. Важно понимать, что причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении образования приводит к тому, что ограниченные возможности здоровья считаются не пороком, а особенностью того или иного человека.

При общем понимании положительных аспектов инклюзивного (включающего) образования можно констатировать выраженную неготовность участников образовательного пространства к реализации задач по включению детей с инвалидностью и ОВЗ. Необходимо решать следующие проблемы:

-       Администрация, педагоги, специалисты образовательных организаций не осведомлены об особенностях детей с ОВЗ, детей-инвалидов, не владеют инклюзивными технологиями.

-       Многие родители здоровых детей негативно относятся к реализации инклюзивных подходов в образовательных организациях, где учатся их дети.

-       Родители детей с особыми образовательными потребностями не осведомлены о правах своих детей на образование.

-       В школьных коллективах отсутствует благоприятный психологический климат как основа для реализации инклюзивного подхода.

Для разрешения данных проблем необходимо организовать систему работы, позволяющую осуществить комплексный подход к реализации идей инклюзивного образования. Одним из условий построения системной работы является создание единой сети сопровождения участников образовательного процесса, включающей специалистов ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК», психолого-медико-педагогических комиссий, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, руководителей и специалистов образовательных организаций.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы как внутри образовательной среды организации, так и пользоваться возможностями сетевого взаимодействия.

К настоящему времени проведена республиканская научно-практической конференция «Дети с особыми образовательными потребностями: педагогика поддержки и развития» (11 апреля 2014 года), на которой были актуализированы важные вопросы развития инклюзивного образования в РХ, поставлены задачи, которые во многом и определили актуальность данного проекта.

Проект направлен на оказание поддержки образовательным учреждениям Республики Хакасия, в которых реализуется инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с нормотипичными детьми.

Руководитель проекта:
Чулкова И.И.

Участники проекта:
педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных организаций: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги, руководители инновационных площадок института по реализации инклюзивного образования

Цели и задачи проекта:

Цель проекта:            создание и развитие условий, обеспечивающих практику инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов для максимального удовлетворения прав детей на доступное и качественное образование.

Задачи проекта:

1.Создание условий для повышения квалификации педагогических работников, специалистов и администрации образовательных организаций в области реализации инклюзивных подходов, в том числе путем обобщения и распространения передового педагогического опыта в области инклюзивного образования.

2.Создание и поддержка в актуальном состоянии информационных потоков по вопросам организации инклюзивного образования, в том числе с целью развития толерантности в обществе.

3. Методическое сопровождение образовательных организаций по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования

         обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в РХ.

4.Проектирование моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами.

Проект полностью: