Листратенко Вера Ивановна

Лента времени-01.jpg

Институт развития образования и повышения квалификации всегда уделял особое внимание вопросам подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций. Долгое время – с 1991 года по 2022 годы, одним из ведущих специалистов Института в дошкольном образовании была Вера Ивановна Листратенко. Специалист своего дела, вникающий и глубоко разбирающийся в развитии дошкольного образования, в формах подготовки и совершенствования специалистов для учреждений Республики Хакасия. Методист с большой буквы.

Вера Ивановна, расскажите, пожалуйста, как вы попали в систему дошкольного образования? Как пришли в Институт?

– Я закончила Красноярское педагогическое училище им. М. Горького, позже поступила и закончила Иркутский педагогический институт. Перед тем как поступить в институт, я уже пять лет работала на севере, в Эвенкии. Было непросто.

Если говорить про первый этап профессионального обучения, то, конечно, он многое дал. Причем очень строгий был прием в училище: проверяли слух, голос, ритм. В техникуме нас учили и тому, как правильно общаться в коллективе, как общаться с людьми. Ведь грамотное, доброжелательное отношение и с родителями воспитанников очень непросто выстроить. И если построить хорошие отношения в коллективе, то специалист закрепится, не уйдет. От этого фактора многое зависит. По этим причинам нас обучали навыкам коммуникации, давали хорошие советы. Что касается методики, то здесь было огромное количество практики. Например, изодеятельности нас обучал преподаватель Суриковского училища. Обучение было серьезное и глубокое. Спрашивали материал строго, а значит, на выходе подготовка специалистов была на высоте. Работая позже в детском саду, я с легкостью занималась оформлением помещений к праздникам. Также мы имели право проводить и музыкальные занятия, занятия физической культуры, изодеятельности. Более того, все это было методически крепко подковано. Поэтому, работая в саду, я не испытывала сложностей, понимала весь процесс и результат, к которому мы должны были прийти к окончанию уровня дошкольного образования.

В Институт я пришла в 1991 году, в непростой период для всех, т.к. много хороших специалистов уходило из образования, и, возвращаясь, сталкивались с новыми вызовами времени, и люди испытывали потребность идти на курсы.

Однако со временем мы что-то забываем, происходят новые открытия. Каждый специалист должен систематически повторять ту информацию, которую получил в профессиональной образовательной организации, и приобретать новую. Как была ранее устроена программа повышения квалификации для воспитателей?

– В былые годы программа повышения квалификации по продолжительности занимала месяц, иногда и больше. Конечно, планы нам спускали сверху. Первым этапом рассматривались вопросы государственной политики, затем психолого-педагогические, теория и методика дошкольного воспитания, охрана жизни и здоровья детей, методика дошкольного воспитания. Раз в пять лет мы повторяли теорию, и это было правильно, потому что педагог совсем иначе воспринимал эту информацию, так как шло сопоставление с практикой. Лекции читали сотрудники Хакасского государственного университета, Педагогического колледжа. Сравнивая курсы того периода и современные, отмечу, что сейчас курсы более узконаправленные. Но мы были убеждены, что система повторения должна быть. Ведь все забывается. Ранее для воспитателей приглашали и врачей, специалистов ГИБДД, которые вели информационную работу. И, конечно же, практика: целая неделя отводилась на то, чтобы мы ездили по садам, выявляли лучших специалистов, готовили с ними открытые занятия. У нас была нацеленность на методически верные занятия, поэтому прежде шла консультационная работа с заведующими детских садов и воспитателями. Старались показать занятия во всех возрастах, чтобы удовлетворить все потребности. Для детского сада, который открывал свои двери для слушателей – это, конечно, большая нагрузка. Но мы организовывали эту работу и много выезжали.

Вера Ивановна, реализовывали ли вы программы профессиональной переподготовки?

– Да, и большое внимание на этих курсах мы уделяли отношение слушателей к профессии, ведь если не вникнуть в методику и не уважать свою профессию, не понимать, какую миссию ты выполняешь, то лучше отказаться от идеи работы в детском саду. За все время работы в Институте я выпустила 11 групп, но были проблемы с посещением занятий, так как слушатели одновременно учились и работали. А нам хотелось, чтобы люди погрузились в специализацию, выходили со знаниями теории и методики дошкольного образования. Часто приходилось выходить на руководителей организаций, объяснять, что обучение важно и нужно немного потерпеть, отпускать сотрудников на обучение, ведь все хотели, чтобы воспитатель был обучен и работал результативно. К курсам привлекался сильнейший лекторский состав, в числе которых были Светлана Тихоновна Дмитриева, Марина Ивановна Васильева, Наталья Константиновна Долгих. Кроме того, замечательные лекторы из числа педагогов читали лекции и проводили практические занятия.

Какой совет вы можете дать современному педагогу?

Работа воспитателя – ювелирная работа, ведь в детский сад ребенок приходит абсолютно чистым. Именно в этот период необходимо заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Поэтому без глубоких знаний не обойтись, и эти знания нужно постоянно пополнять.


В Ленту времени